Вышкваркова Наталья Климовна

Консультация для родителей старшей группы: "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

08 ноября 2022

 

 

Сегодня мы поговорим с вами о игре и современных игрушках, о плюсах и минусах

современных игрушек.

Игра для ребенка — это не просто времяпровождение, это способ существования. В

игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А

игрушка для ребенка, с одной стороны, -это средство самовыражения, с другой -

определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Игрушка для

ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в

совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

Дети шестилетнего возраста очень рады необычному конструктору, моделям кораблей

и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для

шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками,

особенно, если они становятся полезными для других.

Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние

они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны,

поднимите зеленую карточку, если пет - красную и обоснуйте свое решение.

 

1) Игра-средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного

развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов,

недостатков, отставания в развитии. Игрушка помогает ребенку овладеть

собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с

помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка,

камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и

смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаемся навести порядок в

детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не

выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек - чем

трансформер, или ракушка - чем монстр. Большинство современных игрушек

способны породить чудищ в душе ребенка.

- вы согласны или нет?

2) сейчас в продаже больше количество, сошедших с экранов телевизоров и

раскрученных детскими сериалами: монстры, человек-паук, Бэтманы, трансформеры.

Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка. Игрушка - это

не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и

зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное

ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка

программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка и что

за программу она в себе несет.

- Вы согласны или нет?

3) Несомненно у ребенка должен быть определенный набор игрушек,

способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора,

позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни:

Кукольный домик, кукольное семейство, мебель, посуда, машины, лодки,

конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности,

часы, стиральная машина, плита, телевизор, мелки и доска, счеты, музыкальные

инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

- Вы согласны или нет?

4) Какую куклу лучше покупать: «Пупса» или Барби? В данном споре большое

значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он

 

находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить

укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать,

приобретать для нее новые вещи. Образ жизни ее - это бесконечные наряды,

развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя

горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.

Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же как и девочка, то у девочки не

возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в

зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с

развитыми формами - ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ жизни,

стиль поведения). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре

Барби и не принимает то, что у нее есть.

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице - в отличие от девочки

дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею

игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой «программы», которую

эта кукла диктует.

- Вы согласны или нет?

5) игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию:

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки,

кегли, а также дротики для метания и т.д. агрессивные игрушки провоцируют игры с

соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга

оружием. Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме, того

у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни.

Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по

отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у

детей.

В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие,

солдатики, танки и т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в

каждом человеке. Если она выплескивается через «военные» игры, то в реальной

жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии

гораздо больше, чем у взрослых людей, и

она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно

становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что ее уровень у

малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно,

проконсультироваться со специалистом.

- Вы согласны или нет?

6) Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает.

Нели ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относиться к

ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а

затем появляются отрицательные черты характера - эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает се на место, то у него

развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие

ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при

активном участии взрослого. Для того, чтобы ребенок полюбил игру, мог долго и

сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым

становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей,

помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное

внимание. Ведь игра не

только забавляет ребенка, но и развивает.

- Вы согласны или нет?

- Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и

хороших рекомендаций. Хочется закрепить все ранее услышанное веселой игрой.

Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте

соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.

- если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь

до кончика носа.

- если вы полагаете, что игрушка - это носитель информации для ребенка, как

газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.

- если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми,

улыбнитесь.

- если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка

происходит эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.

- если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать

условия для его развития, помашите рукой.

 

- если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и

воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.

Благодарю всех за активную работу, в конце предлагаю вашему вниманию памятку

Оставить комментарий: