Консультация для родителей старшей группы: "Игра и игрушка в жизни дошкольника"
08 ноября 2022
Сегодня мы поговорим с вами о игре и современных игрушках, о плюсах и минусах
современных игрушек.
Игра для ребенка — это не просто времяпровождение, это способ существования. В
игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А
игрушка для ребенка, с одной стороны, -это средство самовыражения, с другой -
определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Игрушка для
ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в
совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.
Дети шестилетнего возраста очень рады необычному конструктору, моделям кораблей
и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для
шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками,
особенно, если они становятся полезными для других.
Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние
они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны,
поднимите зеленую карточку, если пет - красную и обоснуйте свое решение.
1) Игра-средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного
развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов,
недостатков, отставания в развитии. Игрушка помогает ребенку овладеть
собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с
помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка,
камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и
смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаемся навести порядок в
детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не
выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек - чем
трансформер, или ракушка - чем монстр. Большинство современных игрушек
способны породить чудищ в душе ребенка.
- вы согласны или нет?
2) сейчас в продаже больше количество, сошедших с экранов телевизоров и
раскрученных детскими сериалами: монстры, человек-паук, Бэтманы, трансформеры.
Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка. Игрушка - это
не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и
зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное
ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка
программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка и что
за программу она в себе несет.
- Вы согласны или нет?
3) Несомненно у ребенка должен быть определенный набор игрушек,
способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора,
позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни:
Кукольный домик, кукольное семейство, мебель, посуда, машины, лодки,
конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности,
часы, стиральная машина, плита, телевизор, мелки и доска, счеты, музыкальные
инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
- Вы согласны или нет?
4) Какую куклу лучше покупать: «Пупса» или Барби? В данном споре большое
значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он
находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить
укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать,
приобретать для нее новые вещи. Образ жизни ее - это бесконечные наряды,
развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя
горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.
Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же как и девочка, то у девочки не
возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в
зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с
развитыми формами - ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ жизни,
стиль поведения). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре
Барби и не принимает то, что у нее есть.
Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице - в отличие от девочки
дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею
игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой «программы», которую
эта кукла диктует.
- Вы согласны или нет?
5) игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию:
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки,
кегли, а также дротики для метания и т.д. агрессивные игрушки провоцируют игры с
соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга
оружием. Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме, того
у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни.
Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по
отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у
детей.
В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие,
солдатики, танки и т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в
каждом человеке. Если она выплескивается через «военные» игры, то в реальной
жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии
гораздо больше, чем у взрослых людей, и
она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно
становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что ее уровень у
малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно,
проконсультироваться со специалистом.
- Вы согласны или нет?
6) Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает.
Нели ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относиться к
ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а
затем появляются отрицательные черты характера - эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает се на место, то у него
развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие
ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при
активном участии взрослого. Для того, чтобы ребенок полюбил игру, мог долго и
сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым
становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей,
помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное
внимание. Ведь игра не
только забавляет ребенка, но и развивает.
- Вы согласны или нет?
- Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и
хороших рекомендаций. Хочется закрепить все ранее услышанное веселой игрой.
Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте
соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.
- если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь
до кончика носа.
- если вы полагаете, что игрушка - это носитель информации для ребенка, как
газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.
- если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми,
улыбнитесь.
- если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка
происходит эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.
- если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать
условия для его развития, помашите рукой.
- если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и
воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.
Благодарю всех за активную работу, в конце предлагаю вашему вниманию памятку